2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процесс зарядки аккумулятора автомобиля

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Аккумуляторная батарея является одной из наиболее важных деталей транспортного средства: она позволяет запускать двигатель и заменять генератор в случае его неисправности. Подзарядку автомобильной батарейки можно проводить при рабочем генераторном устройстве (в машине) или от зарядного прибора (в помещении).

Чтобы продлить срок службы батареи и избежать ее повреждения, нужно правильно выбирать параметры зарядки аккумулятора автомобиля и соблюдать технику безопасности. .

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет >50% от номинального, а в холодное – >75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

Автомобилисты и мастера сервисных центров рекомендуют заряжать АКБ до 100% как минимум 2 раза в год, причем один из них – непосредственно перед наступлением холодов.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

При замере на фоне работы световых устройств вольтаж батареи должен составить не менее 11,2 В.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее +10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Техника безопасности

В процессе подготовки и зарядки аккумулятора авто нужно соблюдать следующие правила:

  • заряжать устройство в хорошо проветриваемом помещении (гараже, сервисе или хотя бы на балконе);
  • если в семье есть маленькие дети, заниматься зарядкой в квартире нельзя;
  • запрещено курить, поджигать что-либо или резать металл в непосредственной близости от заряжаемой батареи;
  • нельзя ставить устройство на зарядку в помещении с повышенной влажностью воздуха;
  • клеммы и зажимы ЗУ присоединять только тогда, когда зарядное отключено от сети;
  • в процессе работы использовать защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить опасное влияние испарений кислоты;
  • при работе с аккумулятором держать поблизости раствор 10%-ный гидрокарбоната или карбоната натрия (соды).

Содовый раствор подойдет как для протирания корпуса АКБ от испарений реактива, так и для нейтрализации кислоты при неосторожном обращении с электролитом.

Как заряжать аккумулятор

Для начала зарядки нужно правильно подключить «крокодилы» зарядного устройства к «плюсу» и «минусу» батареи. В большинстве случаев производители маркируют положительную клемму красным цветом, а отрицательную – черным. Однако перед началом процесса рекомендуется уточнить полярность, найдя на корпусе батареи значки «+» и «-».

Подключение батареи к зарядному устройству под напряжением может привести к искрению на клеммах и возгоранию газов, которые выделяются при электролизе дистиллированной воды.

Существует 3 основных способа зарядки аккумулятора: автоматический, постоянным током (I) и постоянным напряжением (U). Они отличаются длительностью и эффективностью. Несмотря на соответствующие названия, при отсутствии систем автоматического контроля необходимо контролировать оба параметра заряда (U, I).

Время от времени следует проверять уровень заряда и температуру батареи. При закипании реактива нужно немедленно снизить I для дозарядки на низких значениях.

Зарядка постоянным током

Зарядка при постоянном I проводится следующим образом:

  1. Значение тока устанавливается на уровне 1/10 номинальной емкости батареи. Стандартная емкость составляет 55 или 60 ампер*час. Это означает, что I на ЗУ не должно превышать 5,5-6 А соответственно. Вручную выставив данное значение на зарядном устройстве, необходимо продолжать зарядку до тех пор, пока напряжение, измеряемое на клеммах, не достигнет 14,4 В (допустимая погрешность – 0,1 В).
  2. При глубоком разряде АКБ следует заряжать его не номинальным, а минимальным I (1,5-2 А). Это позволит избежать сильного электролиза воды и постепенно увеличить плотность электролита за счет разложения сульфата свинца.
  3. По достижении указанного значения U следует снизить ток до 1/20 емкости. При 60 А*ч он соответствует 3 А. Снижение интенсивности зарядки позволяет снизить скорость нагрева реактива и продолжить дозарядку до максимума.
  4. Когда U достигнет 14,5-15 В, необходимо снова снизить I вдвое. На финальной стадии процесса нужно заряжать батарею до тех пор, пока оба параметра заряда (I, U) не обретут постоянное значение. Конечное значение I должно находиться в пределах 0,2 А, что соответствует саморазряду батареи. Весь процесс занимает от 8 до 12 часов.

По завершении зарядки нужно дать выйти выделившимся газам, снова протереть корпус аккумулятора содовым раствором, закрутить пробки на банках или вернуть на место вентиляционную заглушку.

Если пренебречь нейтрализацией поверхности, то батарея быстро разрядится снова из-за потерь тока на слой электролита на корпусе.

Зарядка постоянным напряжением

Для зарядки при постоянном U необходимо:

  1. Установить напряжение на номинальный зарядный уровень – 14,4 В (допустимая погрешность – 0,1 В). Строгий контроль напряжения необходим при зарядке необслуживаемых батарей.
  2. Наблюдать за величиной тока. Она должна составить около 0,1 емкости (для обслуживаемых батарей) или 0,05-0,1 емкости (для необслуживаемых). I более 20% емкости является вредным для АКБ.
  3. При глубоком разряде начинать восстановление нужно с U не более 12-13 В. Значение I при этом не должно превышать 5% от емкости аккумулятора. Если I повышается, то напряжение нужно снизить еще сильнее.

Восстановление при постоянном напряжении является более длительным процессом, чем при постоянном токе. При номинальном U за сутки батарея восстанавливает 75-85% заряда, при 15 В – до 90%, при 16 В и более – 95-100%. Помимо этих данных, необходимо учитывать ограничение зарядного напряжения: для аккумулятора U выше 15,6 В является опасным. При сильном разряде длительность восстановления устройства может составить до 3 дней.

Ускоренная зарядка АКБ

Для быстрой зарядки АКБ нужно подать на нее I в 10-15 А, что соответствует 20-25% емкости устройства. За 15-20 минут интенсивного восстановления батарея приобретет достаточный заряд, чтобы завести авто.

Регулярно пользоваться данным способом зарядки вредно, т.к. высокий ток ЗУ сокращает срок эксплуатации аккумулятора.

Зависимость заряда аккумулятора и плотности электролита

Заряд и плотность электролита являются взаимозависимыми величинами. При сильном разряде АКБ водитель не сможет быстро восстановить функцию батареи, т.к. плотность реактива в секциях будет минимальной. Зависимость плотности кислотного раствора и степени заряженности аккумулятора представлена в таблице.

Сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля

Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством полезно знать всем неопытным автолюбителям. Точно ответить на этот вопрос нельзя, так как все зависит от состояния устройства и способа зарядки.

Как установить степень заряженности аккумуляторной батареи

Чтобы определить, насколько заряжен аккумулятор, учитывают его напряжение. Проверить эту характеристику можно двумя способами:

  • Проводят обычное измерение электрического напряжения на контактных клеммах батареи. Для этого пользуются цифровым вольтметром. Этот прибор позволит показать точное значение уровня напряженности АКБ до десятых и даже сотых долей вольта. Для измерения разрядный и зарядный ток должен отсутствовать в течение 4-5 часов, чтобы напряжение пришло в нормальное стабильное состояние. Должен быть показатель от 12,5 до 12,9 вольт. Полезно используют специальные зарядные устройства с микропроцессором и памятью. Они позволяют более точно определить уровень заряженности. Такие приборы способны отследить разряд и заряд АКБ за несколько циклов.
  • Определяют плотность электролита, и по этому параметру выявляют степень заряженности батареи. Но этот вариант подходит только для устройств с жидким электролитом.
Читать еще:  Маслофорсунки в блок 21083

Расчет времени

Сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор на 60 ач можно рассчитать по специальной формуле. Для измерения емкости батареи используют миллиамперы в час или МаЧ. Информация о ее размере всегда указывается производителями на корпусе батареи. На зарядке всегда содержатся сведения о том, что генерирует ток прибора. Этот показатель выражают в миллиамперах.

Если разделить емкость АКБ на зарядный ток зарядного прибора, получается время, выраженное в часах. Но нужно также учитывать и КПД зарядки. Чтобы определить время более точно, результат деления следует умножить на 1,4.

Для расчета времени, необходимого для зарядки батареи, используют такую формулу:

  • Т – это время, которое необходимо для полной зарядки АКБ. Его указывают на приборе.
  • C – размер емкости аккумулятора в миллиамперах в час.
  • I – зарядный ток зарядки.

Меры безопасности

Прежде чем заряжать автомобильный АКБ, нужно правильно его подготовить:

  • Сначала нужно провести удаление конденсата, окиси и грязи с поверхности контактов. Для этого достаточно приготовить раствор соды, смочить в нем тряпку и протереть верхнюю часть – контакты. Соблюдать чистоту очень важно, так как, если крышка аккумулятора откручивается сверху, то во время демонтажа грязь попадет внутрь, что может привести к повреждениям и сокращению срока службы прибора.
  • Открыть крышки и проверить уровень электролита. Если его недостаточно, то пластины не закрывают и добавляют дистиллированную воду. В противном случае во время зарядки свинцовые пластины нагреются и осыпятся. Идеальным вариантом будет провести и измерение плотности электролитов. Этот показатель, если батарея нормальная и находится в рабочем состоянии, должен составлять 1,26-1,30 г/см3.
  • Вывинтить или вытянуть пробки из АКБ с помощью отвертки. Их следует приложить к отверстиям, чтобы не брызгалась кислота. Благодаря этому газы, которые будут образовываться в процессе, свободно выйдут наружу.

После подготовительных работ, может проводиться зарядка. Ее выполняют с применением постоянного тока или постоянного напряжения. Как долго будет продолжаться процедура, зависит от вида.

Чтобы автомобиль снова завелся, и батарея сохранилась в прежнем состоянии, нужно соблюдать меры предосторожности:

  • Нельзя проводить зарядку с замерзшим аккумулятором. Нужно дать ему время оттаять.
  • Следить за уровнем тока. Оптимальным вари антом считается применение тока в размере 10% или 0,1 от емкости батареи. Например, если этот показатель составляет 60 Ah, то ток заряда не должен превышать 6 ампер.
  • Процедуру можно проводить только в помещениях, которые хорошо проветриваются.
  • Если аккумулятор вмонтирован, то в ходе процедуры капот следует держать открытым.
  • Нужно следить, чтобы положительны полюс АКБ был соединен с таким же у зарядного прибора. Это же касается и отрицательных.
  • Заражаться батарея должна до тех пор, пока во всех ячейках не начнет активно образовываться газ.
  • Летом процедуру нужно проводить, как только уровень заряда достигнет 50%, а зимой – 25%.

В конце нужно подождать 20 минут, пока АКБ очистится от газа, после чего завинтить и вставить пробки на место. Также батарею рекомендуют промыть и просушить. Чтобы проверить, пропускает корпус напряжение или нет, нужно измерить напряжение крышки аккумулятора. Если он ниже нуля, значит, пропускает.

Время зарядки в зависимости от типа аккумулятора

Существуют два способа, с помощью которого можно вернуть батарею в рабочее состояние: постоянным током и постоянным напряжением. К методу постоянного тока прибегают, если аккумуляторный генератор обслуживаемого и малообслуживаемого типа. Важно знать, сколько ампер подавать на клеммы, чтобы не причинить вред прибору.

Необслуживаемый вид

Отличие кальциевых необслуживаемых батарей в том, что они не имеют расхода воды или он очень низкий. В стандартных аккумуляторах разложение воды на кислород и водород происходит, когда напряжение на клеммах достигает 14,4В.

Для необслуживаемых батарей этот срок выше. Поэтому расход воды значительно ниже или практически нулевой. Но это не значит, что подобные приспособления не нуждаются в подзарядке. Процедура проводится так же, как и для остальных типов батарей и не представляет сложностей даже в домашних условиях.

Необходимость в зарядке определить нетрудно. Чаще всего это очевидно. Например, если водитель забыл отключить фары или музыку и АКБ садился. До утра в этом случае вся емкость батареи будет опустошена и машина не сможет поехать.

Подзарядка потребуется зимой, так как в периоды низкой температуры работает печка, обогрев и батарея плохо восстанавливает заряд. Поэтому необслуживаемые устройства так же нуждаются в подзарядке, как и остальные типы.

Изначально с помощью регулятора выставляют ток, равный 1/10 от емкости. Сколько нужно заряжать аккумулятор, зависит от его разрядки. Через несколько часов после начала процедуры, установленные показатели тока начинают автоматически снижаться, чтобы электролит не закипел. Когда он будет полностью заряжен, на клеммы будут подаваться всего 220мА. В этом виде АКБ и зарядник, подключенный в него, могут находиться любой период времени без опасности.

Если необслуживаемая батарея разрядилась на 90%, то она выходит из строя, и с помощью автоматического зарядного устройства привести ее в рабочее состояние не получится.

Интересно, что с помощью автоматической зарядки можно подзаряжать не только необслуживаемый аккумулятор, а и другие виды. Но нельзя допускать, чтобы батарея полностью садилась.

Обслуживаемый тип

Чтобы определить, сколько времени понадобиться на реанимацию такого АКБ, нужно учитывать его особенности. Чтобы процедура прошла без опасности для аккумулятора, сила тока не должна превышать 10% от емкости аккумулятора.

Чтобы процесс продвигался быстрее, некоторые автолюбители предпочитают повышать ампераж. Но это не лучший вариант, так как высокое напряжение ухудшит состояние свинцовых пластин и значительно сократит срок службы АКБ. Особенно губителен такой подход, если машина работает на свинцово-сурьмяной батарее.

Если устройство глубоко разряжено, то разрешается выполнить увеличение ампеража не более чем на 5% от емкости. Напряжение зарядки также должно быть пониженным в пределах 12-13 вольт. Постепенно сила тока будет увеличиваться, но нужно наблюдать за тем, чтобы она не превышала 10% от емкости, а уровень напряжения был до 14,4 В. Это медленный способ, так как для полной работоспособности батареи понадобиться 20 часов.

Зарядка АКБ при постоянном токе

Процесс состоит из нескольких этапов, но на каждом из них нужно поддерживать постоянную силу тока, корректировать ее при необходимости и измерять напряжение. Поэтому такой способ не очень удобный. Для него придется обзавестись зарядным устройством регулировкой силы тока.

Чтобы выяснить, сколько заряжается аккумулятор при постоянном токе, нужно вооружиться мультиметром и выполнить такие действия:

  • На первом этапе устанавливается ток в размере 0,1 от номинальной емкости АКБ. На легковых автомобилях распространены батареи 60 А-ч. Поэтому для них устанавливают значение в размере 6 А при напряжении силы тока в 14,4 вольта. Контролировать эти показатели поможет мультиметр.
  • На втором этапе напряжение постепенно достигнет 14,4 В и электролиз воды резко увеличится. В результате этого процесса образуется кислород и водород. Поэтому происходит снижение тока заряда в два раза или до 3А.
  • На третьей ступени уровень напряжения повышается до 15В, поэтому ток нужно уменьшить еще в два раза до 1,5 А. проверку напряжения важно проводить раз в 2 часа. Если оно будет выдавать одни и те же результаты, а в ячейках наблюдается активное выделение газа, заряд можно остановить.

При этом способе довольно трудно определить, сколько времени займет зарядка батареи. Все зависит от степени ее разряжености, возраста и степени сульфатации. Эти факторы влияют на то, насколько хорошо АКБ примет заряд. Со временем на поверхности пластин оседает слой сульфата свинца, из-за чего емкость аккумулятора снижается. Чем она ниже, тем быстрее будет заражаться батарея.

Зарядка при постоянном напряжении

Сколько заряжается аккумулятор автомобиля от зарядного устройства, зависит и от напряжения. Этим методом оно подается на выводы АКБ постоянно. Весь процесс зарядки будет заключаться в выравнивании напряжений на выводах батареи и клеммах зарядного устройства.

Эту схему используют, если зарядный прибор оснащен автоматическим режимом работы. Постепенно происходит увеличение внутреннего сопротивления батареи и снижается ток. Если ток падает до 200мА, то процесс останавливается. После этого аккумулятор можно оставить подключенным к ЗУ и когда заряд будет снижаться, устройство включится и подзарядит его. Это очень удобный домашний метод, так как контролировать процесс не нужно, прибор будет самостоятельно регулировать зарядку.

При этом можно предположить, сколько примерно будет продолжаться зарядка автомобильного аккумулятора в зависимости от величины подаваемого напряжения:

  • Если оно достигает 14,4В, то в течение суток батарея 12В будет заряжена примерно на 80%.
  • При напряжении в 15В за сутки прибор будет заряжен на 90%.
  • Если уровень напряжения достигает 16 вольт, то в этом случае автомобильный аккумулятор будет полностью заряженным.

Чтобы избежать снижения работоспособности батареи, производители устанавливают защиту на зарядных устройствах, и они сами снижают ток до безопасной величины.

Ускоренная зарядка

Для быстрой зарядки в устройствах есть режим Boost. Если его включить, то начинает поступать увеличенный уровень тока. Благодаря этому автомобильный аккумулятор придет в более-менее рабочее состояние через 15-20 минут.

Если на зарядном устройстве такого режима нет, но есть функция регулировки тока, то увеличенное значение можно поставить самостоятельно. Но не желательно выбирать показатели больше 30% от обычного тока. Если превышать это значение, состояние пластин батареи ухудшится, и прибор быстро выйдет из строя.

Если соблюдать все правила, то процедура зарядки не составляет труда и не принесет вред батарее. Это можно сделать и без специальных навыков и помощи профессионалов.

Заряжаем аккумулятор автомобиля самостоятельно

Несмотря на разнообразные аккумуляторы для автомобиля, предлагаемые сегодня на рынке — включая технологически сложные АКБ типа AGM и гелевые батареи типа GEL — подавляющая часть современных автомобилей укомплектована свинцовыми батареями типа SLI (с жидким электролитом), которые являются оптимальными по цене и качеству для большинства автомобилистов. SLI подходит серийным автомобилям, к которым не предъявляются строгие требования по пусковому току и быстроте заряда (однако независимо от типа аккумулятора не стоит забывать о принципах его правильного выбора).

Читать еще:  Тосол это охлаждающая жидкость

К сожалению, свинцовые аккумуляторы по своей природе подвержены неизбежным химическим реакциям: при разрядке на пластинах начинают образовываться отложения, приводящие к потере контакта свинцовых пластин с электролитом и, как следствие — к невозможности выдать адекватный заряд, что, в свою очередь, не позволит запустить двигатель автомобиля.

В нормальных условиях заряд аккумулятора, потраченный им на запуск стартера ДВС, должен восстанавливаться генератором, который после пуска двигателя снабжает электроэнергией все системы автомобиля и, в том числе, подзаряжает АКБ. Однако реалии зимней эксплуатации автомобиля вносят свои коррективы: забывчивые автовладельцы иногда оставляют включенными фары или салонные огни, из-за коротких поездок по привычным маршрутам генератор не успевает восстанавливать утраченный заряд, разряд батареи ускоряется из-за усиливающихся холодов, да и сама батарея спустя несколько лет начинает естественным образом «стареть».

Рассмотрим два способа самостоятельно подзарядить севшую батарею без участия генератора: при наличии свободного времени можно заряжать аккумулятор специальным устройством, которое без труда восстановит полноценный заряд (процедура может занять от 10 до 30 часов). Если же со временем — дефицит, остается только найти автомобиль-донор с комплектом «прикуривателей» или же приобрести пусковое устройство, которое подаст достаточно высокий ток, чтобы автомобиль завелся и разряженный АКБ начал питаться уже от генератора.

Как заряжать аккумулятор в домашних условиях

Полную зарядку АКБ выполняют в домашних условиях, так как этот процесс обычно занимает минимум 10–12 часов, а если подходить к делу ответственно и не пытаться ускорить зарядку подачей повышенного тока — то и все 20–30.

Так как большинство аккумуляторов являются, по сути, емкостью с свинцово-кальциевыми пластинами, залитой жидким электролитом, при обращении с ними стоит соблюдать повышенную осторожность и строго следовать технике безопасности. Если АКБ является обслуживаемой (то есть допускается свободный доступ пользователя непосредственно в емкость с электролитом), необходимо разместить батарею в хорошо проветриваемом помещении, а также защитить руки, глаза и органы дыхания средствами защиты. Кроме того, обслуживаемую батарею ни в коем случае нельзя раскачивать, класть на бок или переворачивать, чтобы не допустить протекания электролита.

Демонтаж батареи с посадочного места является несложным и быстрым процессом, требующим лишь стандартного набора ключей и соблюдения простых правил.

Для процедуры зарядки АКБ потребуется специальное автомобильное зарядное устройство, а также пара пусковых проводов прикуривания. Современные ЗУ значительно упрощают контроль за процессом заряда АКБ, а также могут работать в нескольких режимах, регулируемых в зависимости от вида батареи, ее емкости и напряжения. При покупке зарядного устройства стоит обращать внимание на ключевые характеристики конкретной модели:

  1. Напряжение заряда: зависит от характеристик аккумулятора. В некоторых моделях ЗУ напряжение регулируется по желанию пользователя.
  2. Наличие индикации: дисплей или шкала на приборе позволят самостоятельно контролировать подачу тока, не допуская превышения предельных значений (чревато печальными последствиями для самой батареи).
  3. Ток заряда: выбор подходящего тока так же, как и напряжение, зависит от характеристик самого аккумулятора. ЗУ должно обеспечивать ток заряда, равный 5–10% от емкости аккумулятора.

Также при поиске зарядного устройства рекомендуется выбирать модели со встроенным микропроцессором, который контролирует процесс зарядки, не допуская пагубного для батареи разряда (что может быть спровоцировано избыточной подачей тока), а также предотвращает неправильное подключение полюсов клемм.

Что касается выбора подходящих проводов для прикуривания, стоит помнить, что важными показателями являются площадь сечения проводов (минимум 16 мм², иначе есть риск перегрева кабеля и потерь напряжения), материал жил и зажимов-крокодилов (стоит отдавать предпочтение меди или комбинированным зажимам из стали с медными зубьями) и длина (избыточная длина проводника приводит к большим потерям напряжения, поэтому при зарядке АКБ в домашних условиях достаточно проводов метровой или полуметровой длины).

Приступая к зарядке обслуживаемой АКБ, необходимо, во-первых, открутить крышки «банок» аккумулятора, чтобы обеспечить свободный выход испаряемых газов, и, во-вторых, при низком уровне электролита в батарее долить дистиллированной воды.

Перед включением в электросеть зарядного устройства необходимо подключить клеммы зарядного устройства к аккумулятору, строго соблюдая их полярность: «плюс» зарядного устройства должен быть подключен к соответственно обозначенному месту на АКБ, аналогично с «минусом». Полярность подключения нарушать ни в коем случае нельзя!

Подключив клеммы ЗУ и включив устройство в сеть, необходимо правильно выбрать силу тока, которым будет заряжаться АКБ.

Общепринятое правило зарядки АКБ гласит, что сила тока зарядки аккумулятора не должна превышать 10% от емкости, на которую необходимо его зарядить.

Например, если батарея емкостью 60 Ач разряжена на 100%, ее необходимо зарядить на 60 Ач. Таким образом, выставляемая сила тока не должна превышать 6 А. Если же батарея разряжена на 50%, ее необходимо зарядить на 30 Ач и в таком случае сила тока не должна превышать 3 А.

10% от емкости аккумулятора — это допустимый предел для выставляемого тока, однако для наиболее эффективного восстановления АКБ рекомендуется выбирать еще меньшую величину — например, от 1,5, А до 2, А (снижается риск сульфатации пластин батареи, продлевается срок ее службы). Именно от выбранной силы тока зависит время, затраченное на полную зарядку АКБ, и именно поэтому вся процедура занимает минимум 10 часов. При уменьшении силы тока до наиболее оптимальных значений на восстановление батареи может уйти более суток.

Чтобы определить правильность выполненной зарядки АКБ и проверить работоспособность батареи по окончании процедур, можно воспользоваться специальной нагрузочной вилкой, которая покажет напряжение каждой «банки» АКБ. Для полностью исправной и заряженной батареи уровень напряжения должен составлять порядка 2,0–2,1 В для каждой из шести секций. При использовании современных автоматических зарядных устройств все гораздо проще: большинство моделей самостоятельно определяют напряжение батареи и отображают его на дисплее. Пользователю же нужно только дождаться окончания процедуры и отсоединить клеммы ЗУ от «пациента».

Планируя заряжать аккумулятор, стоит понимать, что в некоторых случаях восстановить его эффективность уже невозможно: современные кальциевые батареи очень чувствительны к глубокому разряду, к тому же со временем на свинцовых пластинах может образоваться сильная сульфатация (появление крупных «отложений» сульфата свинца, покрывающих рабочие поверхности пластин и снижающих емкость аккумулятора). В таком случае остается только купить аккумулятор, соответствующий характеристикам старого или превышающий их (например, стоит обратить внимание на батареи типа EFB и AGM, обладающие повышенной устойчивостью к глубоким разрядам и высокой скоростью заряда).

Пуско-зарядное устройство: запуск двигателя с севшим аккумулятором

Выше был рассмотрен вариант «лечения» батареи в домашних условиях. Его самый крупный и очевидный недостаток — необходимое на заряд АКБ время — минимум 10 часов! Как правильно зарядить аккумулятор, если он разрядился вдали от дома или автомобиль нужен прямо сейчас?

На помощь приходит пусковое устройство (ПУ), назначение которого принципиально отличается от рассмотренного выше ЗУ: главная задача «пусковика» — подать на двигатель достаточно высокий ток, чтобы завести автомобиль и запитать генератор, который и возьмет на себя задачу дальнейшей зарядки севшего аккумулятора. Преимущество данного метода очевидно: при правильно выбранном пусковом устройстве автомобиль можно завести сразу. Недостаток же заключается в том, что генератору необходимо время на подзарядку аккумулятора — то есть, если последующая поездка окажется слишком короткой, автовладелец рискует при следующей попытке запустить двигатель вновь потерпеть неудачу.

Конструктивно ПУ представляет собой независимое от внешних источников питания устройство с собственным аккумулятором, который и позволяет выдавать достаточный пусковой ток (от 250 А и выше), чтобы завести двигатель автомобиля. Такие пусковые устройства (также называемые бустерами) очень просты в применении: достаточно подсоединить устройство к аккумулятору и запустить двигатель. Однако необходимо понимать, что ПУ, работающее на собственной батарее, не сможет «оживить» стартер, который до этого безуспешно крутили несколько раз на севшем аккумуляторе автомобиля.

Существуют также комбинированные варианты рассмотренных выше приборов — так называемые пуско-зарядные устройства или ПЗУ, совмещающие в себе функционал пусковых и зарядных устройств в одном корпусе. Его можно использовать как для заряда автомобиля (аналогично ЗУ в домашних условиях), так и для подачи повышенного (пускового) тока для моментального запуска двигателя и передачи питания на генератор автомобиля. Выбор соответствующей функции осуществляется переключением режима на корпусе прибора.

Пусковое следует выбирать, исходя из ситуации, в которой оно будет применяться: ПУ с собственным аккумулятором способно выручить своего владельца в безлюдной местности — не нужно искать розетку 220 В, чтобы включить устройство, такое ПУ достаточно компактно, чтобы его можно было постоянно возить в автомобиле. Однако не стоит забывать, что все аккумуляторы со временем разряжаются — поэтому такое ПУ необходимо постоянно держать заряженным и готовым к применению в любой момент. С другой стороны, универсальный ПЗУ — наиболее подходящий вариант для собственного гаража, где, как правило, имеется электросеть 220 В.

Подводя итоги, обобщим достоинства и недостатки всех трех типов рассмотренных устройств для зарядки автомобильного аккумулятора.

Зарядные устройства

Достоинства:

  • способны эффективно восстановить заряд аккумулятора;
  • полуавтоматические и автоматические модели практически не требуют участия пользователя;
  • доступная цена.

Недостатки:

  • крайне долгий процесс зарядки — от 10 часов до суток и более;
  • при зарядке обслуживаемых батарей необходим строгий контроль над уровнем электролита;
  • требуют питания от сети 220 В.

Пусковые устройства

Достоинства:

  • способны моментально завести автомобиль с севшим аккумулятором;
  • автономны — не требуют питания от сети 220 В, могут использоваться в любом месте;
  • компактны;
  • доступная цена.

Недостатки:

  • необходимо постоянно держать его заряженным и готовым к использованию;
  • не всегда способен завести автомобиль, если до этого злоупотребляли попытками прокрутить стартер на севшем аккумуляторе.
Читать еще:  Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством орион

Пуско-зарядные устройства

Достоинства:

  • объединяют функционал ЗУ и ПУ;
  • способны эффективно восстановить заряд аккумулятора;
  • полуавтоматические и автоматические модели практически не требуют участия пользователя;
  • способны моментально завести автомобиль с севшим аккумулятором.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • крайне долгий процесс зарядки — от 10 часов до суток и более;
  • при зарядке обслуживаемых батарей необходим строгий контроль над уровнем электролита;
  • требуют питания от сети 220 В.

В сети автомагазинов и автосервисов Гиперавто профессиональные консультанты без труда подберут пусковые, зарядные или пуско-зарядные устройства под потребности каждого автовладельца. Приобретая продукты таких проверенных марок, как Carfort, наши клиенты могут быть уверены в высоком качестве и безопасности применяемых материалов и соблюдении всех технических характеристик.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор? 4 способа реанимировать АКБ без зарядного устройства

В автомобиле одной из самых важных частей является аккумулятор. Если использовать его неправильно, это может привести к уменьшению срока службы батареи и необходимости покупать новый аккумулятор. Часто случается ситуация, когда требуется подзарядка АКБ. Но даже в этом, казалось бы, лёгком деле, есть много нюансов и особенностей. Если их придерживаться, срок службы и КПД аккумулятора могут существенно увеличиться. Так как правильно проводится зарядка автомобильного аккумулятора?

Зарядка автомобильного аккумулятора производится с использованием специальных зарядных устройств. Чтобы правильно осуществить данный процесс необходимо знать тип автомобильного аккумулятора, его характеристики, а так же правильно подобрать тип зарядного устройства.

Устройство автомобильного аккумулятора

В большинстве автомобилей установлены кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи. Конструкция представляет собой шесть баночек, которые помещены в изолирующий корпус, изготовленный из материала. Для корпуса выбирается специальный пластик, устойчивый к воздействию серной кислоты.

Баночки соединены последовательно. В них находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие по конструкции свинцовые решётки, покрытые активной массой. Электроды помещены в электролит. Со временем, в процессе эксплуатации пластины выходят со строя, что приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. Чем меньше ёмкость, тем быстрее происходит разрядка АКБ.

Типы аккумуляторных батарей

Выделяют два типа аккумуляторов.

В обслуживаемых аккумуляторах на баночках есть крышки, которые можно самостоятельно открутить. В таких батареях есть возможность проверить уровень электролита, его качество и, в случае необходимости, есть возможность его долить. Но самостоятельно, не имея опыта данной процедуры, этого делать не рекомендуется. Все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта работа по цене не дорогая, но в некоторых случаях способна оживить аккумулятор.

В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.

Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.

Типы зарядных устройств

По типу заряда устройства делятся на:

  1. Зарядное с неизменным напряжением. В этих зарядных устройствах напряжение заряда постоянное, а силу тока можно регулировать с помощью регулятора.
  2. Зарядное с неизменным током. В таких устройствах сила тока постоянная, а напряжение меняется регулятором. С помощью такой зарядки можно зарядить аккумулятор полностью, однако нужно внимательно следить за процессом. При длительном использовании электролит может закипеть, а это может стать причиной замыкания аккумулятора и даже его возгорания.
  3. Автоматические (комбинированные). Эти современные зарядные устройства сначала заряжают аккумулятор неизменным постоянным током при меняющемся напряжении, но потом, с постепенной зарядкой аккумулятора, напряжение фиксируется, а ток плавно уменьшается. При достижении полного заряда аккумулятора устройство автоматически выключается.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить состояние аккумуляторной батареи можно несколькими способами.

  1. С помощью обычного тестера. Тестер ставиться в режим вольтметра и при выключенном автомобиле замеряется напряжение. Если эту процедуру сделать при включенном двигателе, вы узнаете идёт ли заряд с генератора. Напряжение при выключенном автомобиле должно быть близким к 12 В.
  2. Нагрузочной катушкой. По конструкции она представляет собой сопротивление 0,018 – 0,020 Ом с вольтметром, подсоединенным параллельно. Этот агрегат подсоединяется на 5 – 7 секунд и затем снимаются показания с вольтметра.
  3. По индикатору на батарее. На некоторых типах аккумуляторов установлен гидрометрический индикатор, который представляет собой маленький глазок. В этом глазке меняются цвета индикатора. Если цвет зелёный, то аккумулятор заряжен. Если белый, требуется зарядка аккумулятора, а если тёмный, заряд на минимуме и возможно требуется доливка электролита.

Также советуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе.

О том, как происходит замена электролита в аккумуляторе автомобиля, вы сможете узнать в подробном материале нашего специалиста.

Когда необходима зарядка АКБ

Так как автомобильный генератор не способен полностью зарядить батарею, а лишь на 60%, заряжать аккумуляторную батарею рекомендуется хотя бы раз в сезон, перед холодами. Так же следует следить за показаниями гидрометрического индикатора, если он есть.

Первым признаком того, что АКБ нуждается в зарядке, является пуск автомобиля. Если стартер крутится быстро, то всё в норме. Если же медленно и скорость вращения идёт как бы на затухание, это свидетельствует о малом заряде.

Процесс зарядки аккумулятора

На что следует обратить внимание и меры предосторожности

Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.

Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.

Подготовка АКБ к зарядке, снятие с автомобиля

Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.

После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.

Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме. Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды.

Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.

Подключение зарядного устройства

При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.

Продолжительность зарядки, контроль за процессом

Заряжать АКБ рекомендуется малыми токами, это даст возможность всем пластинам равномерно распределить заряд, а электролиту не перегреться. Использовать силу тока следует не более 1/10 ёмкости батареи. Она указана на корпусе и обозначается «А/час».

Если зарядное устройство автоматическое и не имеет регуляторных рычагов, значит свои настройки внести невозможно. Обычно такие приборы оснащены индикаторными лампами, обозначающими на каком этапе зарядка АКБ. И при полном заряде загорается зелёная лампочка.

Если в зарядное устройство встроен амперметр, то зарядка будет считается выполненной, когда стрелка прибора установится на нуле.

Время напрямую зависит от силы тока зарядки. Если аккумулятор нужно зарядить срочно, можно осуществить процесс, используя высокие токи, но это уменьшает запас работы батареи. Если спешки нет, то заряжайте малыми токами. При такой зарядке, обычно, процесс не занимает более 8 часов.

Окончание зарядки, установка АКБ на автомобиль

По окончании зарядки отсоедините зарядные провода, закрутите крышечки на баночках и протрите АКБ содовым раствором снова. При зарядке капельки электролита испаряются из баночек и оседают на корпусе. Если не убрать электролит с поверхности, может произойти утечка тока по корпусу и аккумулятор быстро разрядится. Эта проблема очень распространенная, так как 80 % автолюбителей этого попросту не знают. Электролит на корпусе особо не видно, он лежит тонкой плёнкой, но этого достаточно чтобы ток проходил по корпусу устройства.

Как зарядить автомобильный АКБ при отсутствии зарядки

Если зарядное устройство отсутствует, а зарядить срочно требуется, можно воспользоваться следующими способами:

  1. Использование переносного пуско-зарядного устройства. Оно напоминает небольшой аккумулятор, заряда которого хватает на пуск двигателя.
  2. Собрать самодельное зарядное устройство, если есть под рукой нужные элементы. Для этого требуется диодный мост, резистор, мультиметр и лампочка, а так же некоторые познания в электротехнике и навык работы с паяльником.
  3. Если на морозе АКБ не показывает признаков жизни, следует его снять и занести в тёплое помещение на 30 минут. Электролит нагреется, и вы сможете завести автомобиль.
  4. Использовать устройство для зарядки ноутбука. На выходе она выдаёт 18 В. В схему последовательно нужно вставить лампочку от фары, она будет играть роль резистора. Тогда ток не будет превышать 2 А, но для полного заряда АКБ таким способом потребуется около 20 часов.

Заключение

При зарядке АКБ используйте все те советы, которые были даны выше и не забывайте про технику безопасности. Берегите глаза от попадания туда кислоты с аккумуляторной батареи, тщательно мойте руки после контакта с крышечками и баночками на АКБ. Заряжать следует в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, в отсутствие детей. Выбирайте зарядное устройство только проверенных брендов, исходя из характеристик вашего аккумулятора, и тогда он верно прослужит вам долгое время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector