Проверка контрольно измерительных приборов
Проверка контрольно измерительных приборов
Проверка указателей и датчиков температуры, уровня топлива, давления масла и воздуха. При проверке датчика с полупроводниковым терморезистором производят измерение сопротивления терморезистора при 100 и 40 °С. Сопротивление измеряют омметром. Замеренные величины сличают с данными сопротивлений, приведенными в технических условиях на это изделие.
При проверке датчик погружают в воду, нагретую до 100 °С. Вывод датчика должен быть выше уровня воды. Для замера сопротивления терморезистора при 40 °С в сосуд добавляют холодную воду. Температуру воды измеряют термометром. Проводники от омметра подключают в выводу и корпусу датчика.
Проверку датчика также производят по показаниям эталонного указателя, подключенного к аккумуляторной батарее по схеме, приведенной на рис. 1, а. Корпусы указателя и датчика соединяют проводниками с отрицательным зажимом батареи. Датчик опускают в сосуд с водой, нагретой до 100 °С. Если стрелка указателя не будет устанавливаться на делении 100 °С с погрешностью более ±5% шкалы, то датчик выбраковывают.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При проверке указателя его соединяют с заведомо исправным датчиком по той же схеме, что и при проверке датчика. Указатель выбраковывают, если стрелка его не устанавливается на делении 100 °С при кипении воды в сосуде, в котором расположен датчик.
Аналогично проверяют датчики и указатели давления масла, воздуха и уровня топлива. При проверке датчиков и указателей давления масла и воздуха в отверстие штуцера датчика нагнетают насосом воздух, контролируя давление манометром. При проверке датчика и указателя уровня топлива поплавок рычага датчика устанавливают в положения, соответствующие полному уровню топлива в баке, а затем —отсутствия топлива. Для каждого типа датчика углы наклона рычага в указанных положениях разные. Например, для датчика БМ120А угол наклона рычага поплавка нужно устанавливать на 23°, что соответствует установке стрелки исправного указателя на нулевое деление и на 709 — соответственно деление «П». Перед проверкой датчик закрепляют на вертикально установленном кронштейне, имеющем градуированный сектор для отсчета угла установки рычага поплавка.
Сопротивление реостата датчиков указателей давления масла и воздуха измеряют в нерабочем состоянии, когда под диафрагмой датчика будет атмосферное давление. При измерении сопротивления датчика указателя уровня топлива рычаг поплавка устанавливают в положение, соответствующее полному уровню топлива в баке. Замеренные величины сопротивления реостатов датчиков сопоставляют величинами сопротивлений, приведенными в технических условиях на эти изделия.
В указателях уровня топлива при равномерном завышении или занижении показаний во всех точках шкалы можно подогнуть рычаг поплавка датчика.
Проверка сигнализаторов давления масла и воздуха. Соединяют датчик последовательно с сигнальной лампой и подключают цепь к аккумуляторной батарее. Лампа должна гореть. Затем нагнетают воздух под диафрагму, контролируя давление манометром, и наблюдают, при какой величине давления произойдет выключение цепи лампы. Затем понижают давление воздуха и наблюдают за величиной давления, при которой включается лампа. Датчик выбраковывают, если включение лампы происходит при давлении, не соответствующем величинам, приведенным в технических условиях на это изделие.
Проверка сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости и масла. Соединяют датчик последовательно с сигнальной лампой и подключают цепь к аккумуляторной батарее. Лампа не должна гореть. Затем погружают баллон датчика в воду, нагретую до 70—80 °С, и продолжают нагревать ее, наблюдая за температурой, при которой загорится лампа. Сличают замеренную температуру момента включения лампы с данными технических условий.
Датчик выбраковывают, если включение лампы происходит при температуре, не соответствующей величинам, приведенным в технических условиях на это изделие. В датчиках ТМ111 и РС403-Б винтом можно регулировать температуру замыкания контактов; для уменьшения температуры винт нужно ввинчивать внутрь корпуса баллона.
Проверка амперметров. Правильность показаний проверяемого амперметра определяют путем их сопоставления с показаниями эталонного амперметра, включенного в ту же цепь. Проверку проводят при прохождении тока в обоих направлениях. Для проверки оба амперметра включают последовательно нагрузочному реостату и подключают цепь к аккумуляторной батарее.
Если погрешность показаний превышает 7% от верхнего предела измерений, в амперметрах с подвижным магнитом производят регулировку повертыванием магнита, а в амперметрах с неподвижным магнитом производят подмагничивание магнита.
Проверка спидометров и тахометров. Проверку правильности показания спидометра (тахометра) выполняют на специальных устройствах, на которых показания проверяемого прибора сопоставляют с показаниями эталонного спидометра (тахометра). На этих устройствах валики приводов проверяемого и эталонного приборов вращают электродвигателем с одинаковой частотой. В случае завышенных показаний проверяемого прибора, что может быть вследствие ослабления натяжения пружины, сдвигом рычажка вокруг оси прибора корректируют натяжение пружины, а следовательно, и показания регулируемого прибора.
Проверку указателя спидометра (тахометра) с электроприводом можно провести при его работе с эталонным датчиком, а проверку датчика — с эталонным указателем. Неисправные датчики и указатели подвергают ремонту.
Контрольно-измерительные приборы проверяются с помощью прибора Э-204.
ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Исполнители: мастер-диагност, слесарь
Оборудование, приборы, инструмент: прибор Э-204, комплект инструмента ПИМ-1516, плоскогубцы комбинированные, подставка теплоизоляционная
Продолжительность: 35—40 мин
Номер операции | Исполнитель и его рабочее место | Содержание работ и технические условия |
Подготовить прибор (рис. 15) к работе и проверить его, подключив к источнику питания (постоянный ток напряжением 12В) |
Проверка амперметра (2 мин)
Номер операции | Исполнитель и его рабочее место | Содержание работ и технические условия |
1/А 1/А 1/А 1/А 1/А 1/А | Включить шнур питания в штепсельный разъем «Ампер» Снять с аккумуляторной батареи автомобиля плюсовой провод и в этот разрыв включить шнур питания Поставить переключатель рода проверок в положение «А» Включить фары автомобиля Нажать кнопку «Отсчет». Сравнить показания проверяемого амперметра и микроамперметра прибора. Показания приборов должны отличаться не более чем на ±15% от верхнего предела измерения проверяемого амперметра Заменить неисправный амперметр |
Рис. 15. Прибор Э-204
Проверка манометра (3 мин)
Номер операции | Исполнитель и его рабочее место | Содержание работ и технические условия |
2/К 1/А 1/А 1/А | Снять манометр Навернуть на манометр переходной штуцер и вставить его в соединительную муфту прибора Закрыть спускной вентиль Создавая насосом различные давления в приборе, сравнить показания контрольного манометра с показаниями манометра автомобиля: |
Давление по контрольному манометру, МПа (кгс/см 2 ) | 0,1 (1) | 0,2-0,3 (2-3) | 0,4—0,6 (4—6) |
Допускаемые отклонения в показаниях манометра автомобиля, МПа (кгс/см 2 ) | ±0,015 (0,15) | ±0,03 (0,3) | ±0,05 (0,5) |
Номер операции | Исполнитель и его рабочее место | Содержание работ и технические условия |
1/К; 2/К 2/К | Заменить неисправный манометр Поставить все детали на место |
Проверка датчика указателя температуры воды (3 мин)
Номер операции | Исполнитель и его рабочее место | Содержание работ и технические условия |
1/А 2/К 1/А 1/А 1/А 1/А 1/А 1/А 1/А | Закрепить на задней стенке прибора нагреватель, заполненный на 3/4 дистиллированной водой, и контрольный термометр Снять датчик с автомобиля Установить датчик в нагревателе Подключить нагреватель к гнездам «Нагрев» прибора, прибор — к батарее питания и проверяемому датчику Поставить переключатель проверок в положение «Д» в секторе «Т» и «Р» Поставить переключатель напряжения в положение 12В, тем самым, включив нагреватель При достижении водой температуры 39° С поставить переключатель напряжения в нейтральное положение Снять показаний микроамперметра, нажав кнопку «Отсчет» Повторить операции 6 — 8 при достижении водой температуры 79 и 100° С. Показания микроамперметра должны быть: при температуре 40°С— 119— 145 мкА, при 80°С — 53— 60 мкА, при 100° С— 17— 25 мкА. |
Проверка приемника указателя температуры воды (2 мин)
Номер операции | Исполнитель и его рабочее место | Содержание работ и технические условия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2/К 1/А 1/А 1/А 1/А 2/К | Снять проверяемый приемник с автомобиля и установить на стойке (в правом верхнем углу прибора) Подключить присоединительные провода и батарею Поставить переключатель рода проверок в положение «П» в секторе «Т» и «Р» Потенциометром прибора последовательно установить стрелку проверяемого приемника на деления 40, 80 и 100° С Нажать кнопку «Отсчет» и снять показания микроамперметра в трех точках:
Заменить неисправный приемник Проверка приемника указателя давления масла (2 мин)
|