0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование цен в россии

Часто задаваемые вопросы

Разрешено ли торговым сетям открывать новые магазины?

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 14 Закона о торговле).

Вместе с тем превышение хозяйствующим субъектом, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, двадцати пяти процентной доли объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

От чего зависят цены на непродовольственные товары?

ФАС России обращает внимание, что на территории Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги розничной торговли, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). Кроме того, большая часть непродовольственных товаров, реализуемой на территории Российской Федерации, является импортируемой из других стран, соответственно цена импортируемых товаров на территории Российской Федерации зависит от курса иностранных валют.

Кто устанавливает цены на продукты питания?

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции.

Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными.

При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Вместе с тем в настоящее время ФАС России совместно с органами государственной власти проводится комплекс мер по обеспечению оперативного мониторинга и контроля за состоянием товарных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также мер, направленных на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в целях недопущения роста оптовых и розничных цен.

В рамках реализации указанных мер, в том числе, проводятся контрольные мероприятия, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, применяются меры антимонопольного реагирования.

Как государство регулирует цены

В современных экономических реалиях вопрос о государственном регулировании цен является одним из ключевых. В чем суть этого понятия и какова его методология, рассказываем в статье.

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Читать еще:  Чехлы из жаккарда отзывы владельцев

Правовые основы государственного регулирования цен:

  1. Конституция РФ, статья 7.
  2. Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
  3. Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
  4. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
  5. Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.

Почему нельзя ввести госрегулирование цен на продукты питания и товары первой необходимости

Приходя в магазин, многие задаются вопросом, почему растут цены. Не проще ли ввести государственное регулирование цен и тарифов? Однако не всё так просто, хотя частичное госрегулирование цен имеет место быть, на что обращает внимание Минэкономразвития России.

Фактор инфляции

Рост потребительских цен (инфляция) – это объективный процесс, который определяют ряд внутренних и внешних факторов. Основные среди них:

  • общий уровень производства в стране;
  • динамика обменного курса;
  • мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг.

Нынешний этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.

Что говорит закон

Согласно действующему законодательству РФ, цены на товары:

  • не подлежат государственному регулированию;
  • являются свободными;
  • формируются продавцами самостоятельно исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры спроса и предложения.

Исключение – регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий на:

  • газ;
  • электроэнергию;
  • коммунальные тарифы;
  • отдельные тарифы связи;
  • отдельные тарифы городского транспорта;
  • цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в России есть достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.

В отношении естественных монополий происходит регулирование государством их тарифов на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий.

А контроль за деятельностью (в т. ч. ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, происходит на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, антимонопольщики занимаются предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Также государственное регулирование рынка цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров происходит только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и/или местного самоуправления (ч. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон о торговле).

Механизм контроля цен

В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрены методы государственного регулирования цен. В частности, механизм установления Правительством РФ предельных розничных цен.

В соответствии с этим постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного региона или регионов рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более, Правительство РФ по предложению Минэкономразвития вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.

Читать еще:  Сломался стеклоподъемник на калине

Данные меры государственного регулирования цен предназначены для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования. То есть, как говорят экономисты, при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом такие меры актуальны только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при восстановлении предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.

Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7.3. Система регулирования цен

7.3. Система регулирования цен

Регулирование цен на территории РФ осуществляется по трем основным направлениям:

на отдельные группы сырья, продукции, товаров, работ, услуг;

на продукцию и товары предприятий-монополистов;

на продукцию и услуги естественных монополий.

Правовой основой непосредственного регулирования цен является Указ Президента РФ от 28.02.95 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» № 221 и соответствующее Постановление Правительства РФ от 7.03.95 г. № 239 со всеми последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с этими документами продукция, товары, работы и услуги, цены на которые прямо регулируются государством, подразделены на три группы.

К первой группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые утверждаются Федеральными органами исполнительной власти:

Газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным кооперативам), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).

Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией.

Перекачка, перевалка и налив нефти.

Продукция оборонного назначения.

Драгоценные металлы и сплавы; прокат, промышленные изделия и зуботехническая продукция из драгоценных металлов, их лом и отходы; алмазное сырье, драгоценные камни.

Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).

Погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами.

Услуги ледокольного флота.

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.

Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах.

Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Ко второй группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.

Газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).

Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.

Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Оплата населением жилья и коммунальных услуг.

Услуги систем водоснабжения и канализации.

Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Услуги почтовой и электрической связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия-изготовителя или цене закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.

Согласно Федеральному закону РФ от 12.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо этого, в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.

Регулирование деятельности предприятий-монополистов. Особое внимание государство уделяет регулированию деятельности предприятий-монополистов, в т. ч. и ценовому. Важность этой проблемы состоит в том, что монополизм мешает нормальному развитию экономики. В рыночной среде конкуренция служит основным регулирующим механизмом, именно она подчиняет производителей и поставщиков диктату покупателей и потребителей. При конкуренции желания покупателей и продавцов о предложении и спросе определяют рыночные цены, а индивидуальные производители и поставщики лишь приспосабливаются к желаниям потребителей. Рост монополий меняет это положение. Вообще монополией можно назвать ситуацию, когда число продавцов становится столь малым, что каждый из них уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения и на цену продаваемого товара, продукции, услуги. В результате продавцы (производители) воздействуют на рынок и манипулируют ценами к собственной выгоде в ущерб обществу. Так как монополисты могут ограничивать объем предложения, то и в состоянии диктовать цены на свою продукцию, товары, услуги, которые превышают конкурентные цены, а монополисты получают длительную устойчивую высокую прибыль. Естественно, такая ситуация противоречит интересам потребителей, а также способствует тому, что ресурсы, количество которых ограничено, распределяются в интересах монополистических продавцов (производителей), а не в целях удовлетворения потребностей общества. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство и создан действенный механизм контроля за деятельностью монополистов.

Читать еще:  Лада калина код краски где находится

В 1995 и в 1998 году, согласно федеральным законам от 25.05.95 г. № 83-ФЗ и от 6.05.98 г. вносятся изменения и дополнения в Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», конкретизирующие и уточняющие понятия и общие положения в соответствии с изменившейся экономической ситуацией.

Доминирующим безусловно (т. е. монопольным) признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, при доле рынка от 35–65 % антимонопольный орган должен доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а при доле менее 35 % положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим.

Законом запрещены монополистические действия, которые препятствуют свободной конкуренции или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов:

изъятие товаров из обращения, которое может привести к дефициту или повышению цен;

навязывание контрагентам невыгодных или дискриминирующих условий договоров;

создание препятствий для доступа (выхода) на рынок;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

установление монопольно высоких или низких цен. Монопольно высокая – цена товара, устанавливаемая предприятием-монополистом с целью компенсации необоснованных затрат или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая – цена приобретаемого товара, устанавливаемая монополистом (покупателем) в целях получения дополнительной прибыли (компенсации необоснованных затрат) за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая монополистом-продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи с целью ограничения конкуренции или вытеснения с рынка других продавцов;

сокращение или прекращение производства товаров, пользующихся спросом при наличии возможностей их безубыточного производства.

Законом запрещены согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, если они имеют (или могут иметь) в совокупности долю рынка данного товара более 35 %:

установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

раздел рынка по любому признаку (территориальному, объему закупок или продаж, ассортименту, кругу продавцов или покупателей);

ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;

отказ от заключения договоров с отдельными продавцами или покупателями.

Кроме того, запрещено создание любых объединений предприятий, которые могут препятствовать свободной конкуренции. Не допускаются соглашения и действия органов исполнительной государственной власти (федеральных, региональных, местных), ограничивающие конкуренцию.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Методы регулирования применяются к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них (см. подробнее: Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб. – метод. пособ. – М.: Финансы и статистика, 2006).

При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства, и амортизационные отчисления;

прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector