79 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реле регулятор я112б схема подключения

Проверка интегральных регуляторов напряжения (ИРН)

Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б нужен источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12 и 16 В, и контрольная лампочка мощностью не более 1,5 Вт. В качестве источников тока можно использовать аккумуляторные батареи, но лучше регулируемый источник (пульсация не более 0,3 В).

Для проверки регуляторов Я112Б собирают схему по рисунку в:

  • «—» аккумуляторной батареи соединяют с теплоотводом ИРН,
  • «+» через переключатель напряжений S с клеммой «Б» или с клем­мой «В» (для регуляторов Я112А)
  • клемму «Ш» обоих типов регу­ляторов соединяют через контрольную лампу «+» 12-вольтного источника напряжения

При проверке Я112В надо дополнительно соединить выводы «Б» и «В».

Если регулятор исправен, то при установке переключателя напря­жения S в положение 12 В лампочка горит (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя на 16 В — гаснет. Если в обоих случаях лампочка не горит то в выходной цепи регулятора обрыв, а если горит, пробит выходной транзистор.

При регулируемом источнике питания можно замерить напряже­ние, поддерживаемое ИРН. Показания вольтметра снимают при по­вышении напряжения источника от 12 В вверх в момент погасания лампы или при его понижении начиная с 15… 16 В в момент загора­ния лампы.

Проверка ИРН Я120 производится по схеме (рисунок в), но при этом используются аккумуляторные батареи на 24…32 В и контроль­ная лампочка на соответствующее напряжение. «+» батареи надо соединять с клеммой «В», а лампочку — с клеммой «Ш» и «+» бата­реи 24 В.

Чтобы убедиться, обеспечивает ли ИРН нормальное возбуждение генератора, надо измерить падение напряжения между клеммами «Ш» и «М». Величину падения напряжения в регуляторе можно про­верить по схеме, приведенной на рисунке г. К клемме «Б» («В») и «—» (корпус) подключают соответственно «+» и «—» аккумулятор­ной батареи 12 В (для Я120 нужна батарея 24 В). Клемму «Ш» ИРН соединяют через реостат (начальное сопротивление не менее 4 Ом) и амперметр с клеммой «+» батареи. Между клеммой «Ш» и тепло­отводом регулятора устанавливают вольтметр класса не ниже 1 со шкалой 3 В. Реостатом устанавливают ток 3 А, соответствующий максимальному току возбуждения, и вольтметром замеряют падение напряжения, которое должно находиться в пределах 1,1…1,7 В.

Падение напряжения в ИРН легко проверить на собранной уста­новке:

  • на генераторной установке 13.3701 надо снять защитную крыш­ку ИРН, соединить отрезком провода выводные клеммы «В» и «Д» генератора
  • включить «массу» аккумуляторной батареи на тракторе (или подключить батарею плюсовой клеммой к клемме «В», а мину­совой— к корпусу генератора)
  • подключить вольтметр между клеммой «Ш» и теплоотводом, снять падение напряжения по показаниям вольтметра

Рис. Схемы проверки:
в-работоспособности ИРН ; г- падения напряжения в ИРН

Реле регулятор я112б схема подключения

В этом регуляторе составной регулирующий транзистор, обмотка возбуждения и схема управления имеют объединенную точку питания – В и В (в регуляторе Я 112 В две точки питания Б и В) Про регулятор Я 112 В смотри здесь

Регулятор напряжения Я112В применяется в генераторах выполненных по схеме с дополнительными диодами (кроме Г222 )

Возможные проблемы с заменами генераторов с доп диодами на генераторы без доп диодов и наоборот, описаны здесь

Регулятор Я112А выпускают разные производители, поэтому они могут иметь разные обозначения

Регулятор напряжения это электронное реле, которое поддерживает входное напряжения генератора 14, 2 Вольта.

Регулятор включен в цепь обмотки возбуждения и включает – выключает ток в этой обмотке. Когда реле открыто и пропускает ток возбуждения, ротор намагничивается и генератор повышает напряжение. Когда напряжение превышает значение 14, 2 Вольта, реле закрывается, и ток возбуждения прекращается, напряжение генератора падает, и регулятор снова включает ток возбуждения, так с частотой 25 – 30 Гц, происходит включение – выключение тока возбуждения.

Читать еще:  Свободный ход педали тормоза это

Силовой элемент реле это составной транзистор V 4 V 5. Когда он открыт через него на массу проходит ток возбуждения.

При включении зажигания Плюс приходит на точку В и на вторую точку В регулятора, Для данного типа регулятора эти точки соединены между собой. Транзистор V 2 закрывается и открывает составной транзистор V 4 V 5, появляется ток возбуждения (точка В, Обмотка возбуждения, точка Ш, транзистор V 5, масса). Генератор возбуждается и напряжение повышается. Транзистор V 2 закрыт, потому, что цепь его базы не проводит тока. Потенциал его коллектора высокий, и по цепи R 6 V 3 идет ток базы выходного составного транзистора V 4 V 5, поэтому выходной транзистор открыт.

Выходное напряжение генератора приложено к делителю R 1 R 2, часть этого напряжения действует на стабилитроне V 1. Напряжение повышается до напряжения стабилизации и стабилитрон открывается, появляется ток R 1, V 1, база транзистора V 2, поэтому транзистор V 2 открывается. Потенциал его коллектора заземляется, диод V 3 мгновенно закрывается, и ток базы выходного составного транзистора обрывается, он закрывается, и ток возбуждения генератора прекращается, напряжение генератора начинает падать. Когда на стабилитроне V 1 напряжение станет меньше напряжения стабилизации, стабилитрон закроется, прекратится ток базы транзистора V 2 и он закроется, на его коллекторе появится плюс, который откроет диод V 3, появится ток базы V 4 V 5 и он откроется, появится ток возбуждения, и напряжение начнет расти. Далее все повторится.

Цепочка R 5 С2 обеспечивает обратную связь, по которой проходит импульс, обеспечивающий четкое срабатывание всей схемы. Регулятор все время работает в режиме переключения, в момент, когда стабилитрон открывается, транзистор V 2 начинает открываться и закрывает составной транзистор, на коллекторе V 4 появляется плюс, который скачком через конденсатор попадет на базу V 2, и ускоряет его открытие, это ускоряет закрытие составного транзистора. Далее конденсатор заряжается, в момент закрытия стабилитрона, его минус оказывается приложен к базе V 2, транзистор быстро закрывается, открывая составной транзистор. Конденсатор С2 разряжается, и отрицательный фронт с коллектора попадает на базу V 2, ускоряя его закрытие, и открытие составного транзистора, соответственно.

Конденсатор С1 работает как фильтр, поддерживая независимость работы стабилитрона от скачков напряжения, связанных с работой самого регулятора.

Сопротивления R б, R 4, R 3, обеспечивают режимы работы транзисторов.

Диод V 6 шунтирует обмотку возбуждения при резком прекращении тока. В момент закрытия составного транзистора, ток резко прекращается и в обмотке возбуждения возникает ЭДС самоиндукции, которая импульсом высокого напряжения прикладывается к закрытому транзистору, транзистор может быть пробит. Шунтирующий диод имеет такое направление, что импульсом этого напряжения он открывается и накоротко замыкает обмотку возбуждения, ток самоиндукции гаснет, не создавая скачка напряжения.

Я 112В более интересный регулятор , у него схема управления отделена от цепи выходного транзистора по питанию. Такой регулятор можно использовать в схеме, где через замок зажигания проходит маленький ток управления, а через выходной транзистор проходит основной ток возбуждения генератора. ( генератор Г222 для ВАЗ 2105).

В основном Я112В применяется в схемах генераторов с дополнительными диодами (например 584.3701 , 6631.3701 УАЗ ).

Если в генератор с регулятором Я112А поставить регулятор Я112В , то генератор работать не будет.(если сделать маленькую хитрость и соединить проволочкой точки Б и В регулятора, то он превратится В 112А и будет работать).

Схема интегрального регулятора напряжения (ИРН) Я112Б

Схема интегрального регулятора напряжения (ИРН) Я112Б [рис. 1, в)] включает в себя ряд функциональных каскадов. Чувствительный каскад (измеритель напряжения) состоит из стабилитрона (Vст) с входным делителем напряжения на резисторах (R1), (R2), (Rрег). Резистор (Rрег) предназначен для настройки регулятора на необходимый уровень напряжения. В регулирующий каскад входят: составной транзистор (V3-V2), управляемый транзистором (V1), а также резисторы (Rб), (R4), (R5). Помимо этого, в схему регулятора подключены дополнительные элементы: — резистор подпитки (Rп), который расположен между клеммами (Б) и (Д), улучшает самовозбуждение генератора;

Читать еще:  Сколько ядер лучше 2 или 4

— конденсатор (Cф), обеспечивает работу генераторной установки без аккумуляторной батареи, сглаживая пульсацию выпрямленного напряжения;

— резистор (Rпр) с переключателем посезонной регулировки (ППР), используется для повышения уровня регулируемого напряжения на 0,8-1,2 В в зимний период.

Рис. 1. Генераторная установка 15.3701.

а) – Устройство генератора:

1) – Крышка регулятора;

2) – Регулятор напряжения;

5) – Обмотка статора;

6) – Пакет ротора;

8) – Передняя крышка;

9) – Обмотка возбуждения;

12) – Фланцевая втулка;

13) – Вентилятор генератора;

14) – Задняя крышка;

15) – Вентилятор выпрямителя;

б) – Выпрямительный блок БПВ 12-100 с интегральным регулятором напряжения Я112Б:

1) – Диод ВА20 обратной полярности;

2) – Диод ВА20 прямой полярности;

3) – Болт крепления теплоотвода;

4) – Диод дополнительного выпрямителя;

5) – Теплоотвод диодов обратной полярности;

6) – Крышка выпрямительного блока;

7) – Корпус ИРН конденсатора фильтра и двух резисторов;

8) – Выводной болт «В»;

9) – Резистор ППР;

11) – Резистор подпитки обмотки возбуждения;

13) – Крышка корпуса ИРН;

14) – Винт крепления ИРН;

15) – Вывод «Д» дополнительно с выпрямителя;

Реле регулятор я112б схема подключения

Автор: eufs, eufs@email.ua
Опубликовано 18.11.2015
Создано при помощи КотоРед.

Представлю свою версию реле-регулятора напряжения бортовой сети автомобиля Я112А, которое зовётся в простонародно-водительском наречии-«шоколадка».

Не пристало настоящим котам затариваться в магазинах автозапчастей тем, что вполне можно сделать самим, тем более что за дешево можно там купить только откровенный хлам, а нормальная указанная вещь продается никак не меньше, чем полкило нормальной колбасы.

А деталек-то для самодельного потребуется совсем не много, большинство из которых легко добывается из старых материнских компьютерных плат.

Анализ предлагаемых готовых Я112 поразил своей разнообразностью с одной стороны и убогостью схемотехники с другой. Как придумали на заре автомобильно-генераторной цивилизации регулятор на трех транзисторах и стабилитроне — так оно и кочует из одного изделия в другое, за редким исключением. Есть с целой кучей транзисторов, но чем это лучше — не понятно. Все равно транзистор на выходе биполярный составной по сути или конструктивно, на котором выделяется 4-5Вт тепла. И это не единственный недостаток.

«Ну и что»-скажете Вы, «оно ж работает. » — и будете совершенно правы.

Но мы не такие! Мы не будем экономить на мелочах и оглядываться, а будем смотреть только вперед.

В наших руках будет рождаться шедевр схемотехники на хороших, недорогих и распространенных деталях, обладающий некоторыми полезностями, такими как:

— малое падение напряжения на регулирующем элементе — не более 30мв, соответственно нет нагрева;

— высокую стабильность поддерживаемого напряжения;

— возможностью переключения напряжения «лето-зима»;

— световой индикатор исправной работы.

Схема каких-то особенностей не имеет. Опрный источник напряжения +2.5В собран на всем известной TL431, компаратор на еще более известном ОУ LM358, драйвер выходного ключа на транзисторах общего применения и, наконец, выходным ключом на мощном мосфете 60N03.

Оба операционных усилителя включены параллельно. Чтоб не болталсо второй и для надежности первого :).

Пару слов о возможных заменах деталей.

Мощный полевой транзистор можно заменить любым с предельным током не ниже 15А и напряжением 30В. На материнках часто встречаются подобные мосфеты 18N06 (17aмпер 60вольт),30N03 (30а 30в),55N03 (55а 30в), 75N03 (75a 30в) и т.д и т.п. Все они годятся для конструкции. Только желательно по даташиту в интернете удостоверится насчет тока и напряжения (бывали случаи. ). Плата предусматривает установку как в корпусе DPACK (тот что покрупнее), так и D2PACK (помельче), но первый предпочтительней.

Читать еще:  Регулятор холостого хода нива шевроле цена

Транзисторы в драйвере -любые c соответствующей структурой в корпусе SOT23.

TL431 тоже можно припаять в SOT23 (тоже есть на материнках)), а можно более распространенню в TO92 лежа боком. Плата позволяет. После первого включения надо проверить 431 на предмет возбуждения на высокой частоте, возможно придется убрать С1 или изрядно добавить. У меня в одном экземпляре регулятора пришлось его убрать, потому что без него не было возбуждения, а с ним появлялось. Косвенно о возбуждении можно догадаться при сильно заниженном пороге срабатывания относительно 13.9-14.4В. Но лучше — осциллографом.

ОУ лучше не менять, их таких навалом.

При указанных на схеме деталях, рассчетный порог 14.25В, но все TL431 что были у меня были с незначительно заниженным напряжением, из- за чего порог сползал на 14.0-14.1.

Конденсатор С2-танталовый 3.3-10 мкф 20В. Попадаются и они на материнках, но реже. Чаще на платах от совсем старых CD или винчестеров.

Диод VD2 лучше всего двухамперный, но на крайний случай 1N4002-4007. Паяется формованными выводами на проводники в указанном месте без сверления.

Светодиод любого цвета диаметром 3мм впаивается в плату с обратной стороны и попадает в отверстие четвертого винта, который закручивать не надо. Щеткодержатель прекрасно держится и на трех.

Плата изготовлена из двухстороннего стклотекстолита 1.5-2мм. Фольгу с обратной стороны оставить. Для соединения с обратной стороной впаяны 4 перемычки. 3 от истока полевго транзистора, одна от анода TL431. Отверстия на плате обозначены.

Отверстия под клеммы щеткодержателя- 4.2-4.5 мм. Под центральный винт-3.3-3.5мм. Фольгу с лицевой и обратной стороны по краям больших отверстий надо срезать сверлом вдвое большего диаметра.

На площадку по центру припаивается гайка М3, лучше латунная.

Для реализации переключения режима «зима-лето» как не хотелось, а придется точно по центру коробки щеткодержателя просверлить отверстие 3.5мм. Закрутив в него винт М3 х 8 закоротится на корпус клемма от резистора R1 и напряжение на зиму повысится. Расчетное значение 14.4В. Можно еще поднять, если уменьшить R1.

Для проверки подаем напряжение от регулируемого источника напряжения 10-16В. Плавно увеличивая, пристально смотрим на светодиод, когда же он погаснет. Тем самым определяем порог срабатывания. Корректируем, если надо резистором R2.

Умные дядьки в толстых книжках рекомендуют 13.8-14.0 для лета и 14.3-14.5 для зимы. А вообще это целая наука — температурная компенсация напряжения. Но тянуть к аккумулятору термодатчик никому не охота. Однако схемотехническое решение данной конструкции позволяет это сделать, даже посчитаны номиналы для входного делителя под датчик NTC10k, который опять же на материнках попадается. Может надо кому.

Окончательно убеждаемся в работоспособности, подключив к выходу регулятора автомобильную лампу, хотя бы ватт на 20. Должно светится и транзистор не греться.

Не забываем после настройки и проверки в указанном на плате контуре и пайку светодиода изрядно заквасить эпоксидным или нитролаком.

Как высохнет — идем к машине, ставим на генератор, заводим двигатель, меряем напряжение. Наблюдаем за весело мерцающим светодиодом, тем самым убеждаемся, что реле находится в зоне регулирования напряжения.

Буду рад, если принес кому-то пользу своей публикацией. Будут вопросы-отвечу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector