Родственные тональности к соль минору
Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора
Родственные тональности. Общая информация
Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.
Что такое родственные тональности
Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.
Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.
Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.
Что относится к родственным тональностям
Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.
Как определить родство тональностей
Для примера возьмем гамму до-мажор. Построив ее по натуральному звукоряду, мы получим следующие ноты:
Нам наиболее интересны пять ступеней – II, III, IV, V, VI. Седьмая ступень не является родственной, потому что через нее выстраивается только аккорд со знаком альтерации. Обратившись к кругу тональностей, мы получим следующие аккорды:
При этом, если мы используем гамму гармонического мажора – понижаем шестую ступень ступень – то, у нас появляется аккорд Fm. Итого мы имеем шесть аккордов – и, соответственно, шесть тональностей.
Родственные тональности первого порядка находятся по названиям этих трезвучий, поскольку они являются тониками в их гаммах. То есть, родственными к до-мажору являются следующие ключи:
Ре-минор, Ми-минор, Фа-мажор, Фа-минор, Соль-мажор и Ля-минор.
Родственные тональности второго порядка должны просто содержать в себе хотя бы один из этих аккордов в своей гамме. В случае с до-мажором к ним относятся:
Ре-мажор – общий аккорд Ми-минор.
Си-бемоль-мажор – общий аккорд Ре-мажор.
Ми-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор, Ре-бемоль-мажор – общий аккорд Фа-минор.
Попытайтесь сами найти общие тональности второго порядка для до-мажора.
Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка. Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.
Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.
Родственные тональности мажора
Родственные тональности мажора расположены на следующих ступенях любой гаммы:
VI – здесь находится параллельная минорная тональность. Если она понижена – то она выстроена по гармонической субдоминанте, и является минорной
II – минорная тональность, параллельная субдоминанте
III – параллельная доминанте минорная тональность
Родственные тональности минора
Родственные тональности минора расположены на этих ступенях:
III – параллельная мажорная тональность
VI – параллельная мажорная тональность субдоминанты
V – доминанта, либо гармоническая мажорная тональность.
VII – мажорная тональность, параллельная доминанте.
Обратите внимание на то, что в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре – на второй.
Родственные тональности
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,— побочными.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
До мажору родственны тональности:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S (IV)
Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.
Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты .
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.
Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты
Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты
До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности
Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты
Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты
Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 11503 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Родственные тональности к соль минору
Покажу на конкретных примерах, какие тональности являются родственными для ДО МАЖОРА:
- Тональности ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА:
ля минор (параллельная), Соль мажор (доминанта) — ми минор (параллель доминанты), Фа мажор (субдоминанта) — ре минор (параллель субдоминанты), фа минор (гармоническая субдоминанта)
- Тональности ВТОРОЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА:
Чтобы быстро их найти нужно взять мажорные тональности, остоящие от основной (До мажора) на малые секунды вверх и вниз (Си мажор и Ре-бемоль мажор), большие секунды вверх и вниз (Ре мажор и Си-бемоль мажор), малые терции вверх и вниз (Ля мажор и Ми-бемоль мажор), большие терции вверх и вниз (Ми мажор и Ля-бемоль мажор), кроме того тональностью второй степени родства к До мажору будет си-бемоль минор (единственная минорная тональность).
- Тональности ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА:
К До мажору это будут обе тональности, отстоящие на тритон (Фа-диез мажор и фа-диез минор), остальные тональности можно найти двумя способами:
а) от фа-диез минора построить три квинты вверх и взять минорные тональности, они и будут находиться в третьей спенеи родства к До мажору (до-диез минор, соль-диез минор, ми-бемоль минор)
б) построить от До вверх малую секунду (до-диез минор), вверх малую терция (ми-бемоль минор), вниз большую терцию (соль-диез минор)
Тональностей второй степени родства — 12, к мажору это 8 мажорных и 4 минорных. Не вводите людей в заблуждение! К C-dur минорные тональности — c, h, b и g.
Существует две системы учения о степени родства тональностей: московская и питерская. Различаются они лишь тем, что, в случае четырех степеней, тональности второй степени разделяются на две.
- Первая степень родства тональности: сюда входят 6 тональностей — те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:
- параллельная тональность (все звуки одинаковые);
- 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
- ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
- последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).
- Первая степень родства тональности: сюда входят 6 тональностей — те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:
- параллельная тональность (все звуки одинаковые);
- 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
- ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
- последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).
Вторая степень родства. В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Здесь к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени. То есть было шесть тональностей, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.
Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия. Таким образом, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных.
степени родства тональностей в музыке
Существует две системы учения о степени родства тональностей: московская и питерская. Различаются они лишь тем, что, в случае четырех степеней, тональности второй степени разделяются на две.
Вторая степень родства. В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Здесь к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени. То есть было шесть тональностей, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.
Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия. Таким образом, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных.