0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тюнер для настройки фортепиано

Тема: Настройка по тюнеру всего диапазона фортепиано — это закат искусства настройщика и беда для пользователей фортепиано.

Опции темы
Поиск по теме

Настройка по тюнеру всего диапазона фортепиано — это закат искусства настройщика и беда для пользователей фортепиано.

Размышления обращены прежде всего для тех, кто считает работу настройщика свом призванием, основной работой.
Для начала опишу мой путь в осознании этой темы.
Признаться, что своё становление по настройке прошел, когда тюнеров/компьютерныйх програм для настройке в современном компактном виде никто не знал. Строили себе по камертону, с клинком и ключом.
За пять с лишним лет моего пребывания на форуме много копий было переломано на эту тему. Благодаря А.Скоку можно почитать полемику:
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1229562 о точности тюнеров
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1238833 о тюнерах различного качества
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1243650 когда можно использовать тюнер
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post859067 и далее, плюсы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post860640 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post896699 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post976566 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1231210 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post975623 минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1131173 обсуждение тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1233883 обсуждение тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1143870 преимущество тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1269381 работа с тюнером
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1255591 еще один тюнер, pianolab
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1262809 руководство к TuneLab на русском языке

Более 10 лет назад по рекомендации покойного Александра Сергеевича Соколенко, инженера и изобретателя стробобаса, которым пользовался В.Г.Порвенков и его ученики, насколько знаю, купил себе Корг DT-3. Пользуюсь по сей день, как камертоном и весьма рад, поскольку точность достаточная, что проверено в концертных залах, при сведении 2-х роялей, на множестве инструментов.
Но грянула новая волна. Настраивающие с помощью разных программ, тюнеров и проч. стали активно проводить в жизнь свои идеи. Были баталии, доходящие до того, что последователи тюнер-систем уничижительно отзывались о настройщиках- «натуралах » , превознося преимущества электроники над слухом.
Как обычно пишут, настораживало отсутствие полной документации- видео настройки по тюнеру в течение всего процесса.
Правда, тут есть слабое место и у традиционалистов . Выкладывается видео частями и почти в 100% это — без подъёма строя практически, в пределах 1-2 герц, что абсолютно не передает сути работы.
Зато много показывают окончательные варианты после настроек, с тюнером и без.
По Москве , видимо, стали появляться настройщики по тюнеру, что я начал отличать, просматривая пианино и рояля в самых разных местах — от концертных залов до домашних пианино прежде всего.
резюме давать рано, поскольку большинство настройщиков сторонятся показывать свою работу на видео, а в сравнении — тем более, это дело будущего.
Техническое решение по настройке по тюнеру опростилось . уже не надо таскать громоздкие ноу и нет буки, достаточно скачать в телефон программу, которая по качеству соответствует , например , дорогущим (около1200 евро) органным тюнерам, которые показывают практически весь диапазон.

Отдельной строкой . Все это я пишу именно для тех, кто считает настройку своим призванием, профессией. Варианты, когда в маленьком городке, в селе некому настроить фортепиано или когда по финансовым и прочим обстоятельствам пользователи настраивают сами- это совсем другое.

Подвигло меня на написание сего материала простой случай. При оценке копии хаммерклавира мой коллега, специалист по старинным клавишным, Андрей Андрианов, дал мне попробовать тюнер , где всего-то ноту можно было настроить до десятых долей герца.
И я — практически не смог ! Т.е. поймать в пределах 399.8 и 440.1 как-то уложился, а дальше просто не стал. Правда, это Т-образным ключом. Т.е. дальше не хотелось.
Казалось, стоило себя ощупать со всех сторон и спросить- а что ты делал , когда настраивал последние лет 30 ?
И тут у меня впервые вырисовалась система, когда есть прибор с большой точностью и ты пытаешься по нему настраивать весь диапазон фортепиано.
1. Уши вообще не нужны.
Следует доверяться целиком прибору и с годами выставлять руку под него . Тут всплывает несоответствие — края , насколько знаю, стараются корректировать » с ушами»
2. О скорости настройки можно забыть.
Собственно, последователи тюнерных подходов об этом и не упоминают.

Читать еще:  Стеллаж под колеса своими руками

Здесь следует сделать отступление, чтобы описать, что есть колок в фортепиано, который держит строй у струны, жестком зацеплении- рамный штифт- через перелом на штеге- порожки/аграф и собственно колок , запресованный в вирбельбанк/колковую доску.
Колок запресован в многослойную доску с разницей в диаметре 1.50 — 0.10 мм и имеет продолжительность жизни , если представить , что условия влажности и температуры не меняются, несколько десятков лет. Случаи в сто лет известны.
тем не менее, если выкрутить колок и опять забить тот же, он будет или едва держать сторй, на много дестков % меньше , чем было или вообще не будет держать.
Т.е. он выдерэживает всего несколько полных оборотов по часовой и против и дальше его следует менять
Следовательно, жизнь колка зависит от того, насколько щадяще, минимально настройщик подводит колок до требуемой высоты. Приведу пример из форумских обсуждений.

В годы, когда я активно настраивал , это меня никак не устроило бы. Проход на пианино-минимум- максимум 15-25 минут, за час — две настройки с корректировкой.
Признаться, я не понимаю причин, зачем пользоваться тюнером «для скорости».
Логики в этом нет — скорости не получается , а лишняя связка глаз — анализ — рука ( и где-то рядом ухо) вообще -то громоздко .
Три и более часа на настройку диапазона фортепиано, как признавались пользователи исключительно настройки по тюнеру
кажутся немыслимой расточительностью времени.
Был аргумент — качество настройки по тюнеру намного выше.
Это редко говорится прямо, а как бы по умолчанию , как высшей цивилизации, которой трудно спуститься с заоблачных высот на грешную землю.
И тут вспомним про колок.
Сколько его надо дергать ( а большинство настройщиков по тюнеру работают именно так) за 3 часа, чтобы добиться своей микро- нано- молекулярной частоты в настройке? Ответа нет, поскольку настроек с тюнером на видео, с поднятием строя более пары герц не видел, но можно догадываться, что десятки раз.
На данный момент известно, что видно и по видео настройки по тюнеру, что прибор намного медленнее , чем ухо, реагирует на высотные и тембральные изменения, чем ухо. Это научный факт, разница — несколько секунд минимум, что в переводе на 220 струн, на лишние движения рукой — считайте.
Про настройку в крайних диапазонах, что нынче особенно болезненное место для настройщиков и что плохо ловят тюнеры , стоит поговорить отдельно.
Вывод — длительная и сверхдлительная настройка по тюнеру сокращает время жизни колка и в целом промежуток между ремонтами (заменой колков-строя), тем самым вводит пользователей фортепиано в дополнительные расходы.
Что не слишком заметно в небольшие временные промежутки .
А что добавит про качество?
Чистота, которую показывает прибор — излишняя. Ухом десятые доли герца не воспринимаются никкем, ни абсолютниками , ни акустиками, разве что такими уникумами, как Константин Сараджев и Витачек.таких уж давно не слышно.
В концертных залах таких настройщиков у нас пока не слышал., а это главный показатель в искусстве настройки.
Да и представить , что в антракте между отделениями настройщик будет проверять час унисоны и октавы , невозможно.
Что движет любителей настройки по тюнеру — жажда нового, неуверенность в собственном слухе, отсутствие учителей?
Про настройщиков , которые начинали работать традиционными методами и перешли на тюнер — их единицы — и тем самым они расписались в несостоятельности собственных возможностей, слуховых прежде всего.
Как правило, возможность научиться настраивать самому, без помощи и советов, вот что прельщает будущих настройщиков.
А это тупиковый путь.

Читать еще:  Как прокачать гур приора

Последний раз редактировалось ALEXY; 18.02.2014 в 17:24 .

PianoLab Настрой гармонию!

Nav view search

Навигация

Искать

Добро пожаловать на сайт PianoLab — программы для настройки пианино !

Возможности PianoLab

  • Автоматическая настройка зоны темперации фортепиано с учетом негармоничности струн.
  • Анализ и отображение звукового спектра инструмента в реальном времени в виде графиков и таблиц: окна частот темперации, кривых Рейлсбека, интервалов, отклонений гармоник.
  • Сохранение снимка спектра сигнала для визуального сравнения спектров двух нот (для настройки унисонов).
  • Cглаживание и усреднение спектра, удержание пиков, децимация, масштабирование графиков по амплитуде и частоте и др.
  • Сохранение информации о звукоряде инструмента в файл, загрузка информации из ранее сохраненного файла.
  • Точность измерения и обработки звуковых частот: сотые доли Гц.
  • Количество анализируемых гармоник каждой струны: 5 – 16.

PianoLab можно использовать:

  • Как хроматический тюнер для предварительной настройки.
  • Для профессиональной настройки по зоне темперации с учетом негармоничности струн.

Предварительная настройка – делается для инструментов, которые давно не настраивались или для инструментов, строй которых сильно опущен. Как правило, предварительная настройка выполняется за несколько подходов, при этом используются только «идеальные», теоретические значения частот равномерно-темперированного строя. Эти «идеальные» частоты можно менять в зависимости от задаваемой частоты Ля1.

Предварительную настройку можно делать сразу после запуска программы с заданными по умолчанию настройками.

В настройке по зоне темперации, использование PianoLab позволяет обеспечить значительно более качественную настройку звучания фортепиано, так как в этом режиме программа рассчитывает оптимальные частоты нот для конкретного инструмента с учетом негармоничности его струн. Расчет оптимальных частот звучания струн уникален для каждого инструмента и выполняется с учетом «биений» 4-х видов интервалов: терций, кварт, квинт и секст — таким образом, чтобы рассчитываемая кривая биений была как можно ближе к идеальной кривой для каждого из интервалов.

Использование PianoLab в режиме точной настройки позволяет значительно упростить для настройщика процесс настройки инструмента за счет исключения этапа «разгонки» строя (намеренного вынужденного внесения настройщиком искажений в звучание некоторых интервалов звукоряда с целью обеспечения общей согласованности строя инструмента) – необходимые поправки программа рассчитывает автоматически.

Таким образом, использование PianoLab для точной настройки инструмента значительно сокращает время и труд настройщика.

PianoLab можно использовать и как анализатор спектра звука не только фортепиано, но и любого другого источника звука,
например, для оценки качества сэмплирования / моделирования синтезатора или цифрового пианино.
Максимальная точность измерения частот составляет 0.01Гц.(значение по умолчанию — 0.08Гц.)

Средства масштабирования позволяют детально проанализировать любой фрагмент спектра.
Это особенно полезно при анализе гармоник вводимой ноты.

Сравнение двух тюнеров — энтропийный тюнер и тюнер PianoLab.
Сравнение проводилось по степени отклонения интервальных кривых 4,5,7,9 (терций, кварт, квинт и секст) от стандартных:
а. Записали звукоряд [ЛяМ : Ля2] одного и того же пианино в звуковой файл.
б. Записи этого файла были введены в энтропийный тюнер и тюнер PianoLab.
в. Получили решения в обоих тюнерах и сравнили их.

В результате решение, предложенное PianoLab, было примерно на 20% лучше.

Программа не отменяет слуховой контроль, но может использоваться как дополнительный инструмент, особенно полезный для начинающих настройщиков или любителей самостоятельной настройки. Разумеется, прежде чем новичку браться за ключ, следует хотя бы теоретически подготовиться к этой работе. Существует масса нюансов, как при самой настройке, так и при работе с ключом.

В настоящее время доступны версии PianoLab для Windows и Android.

Аппаратные и программные требования PianoLab для Windows

  • Операционная система Windows (x32/x64): Windows XP, Windows 7, Windows 8, Windows 10
  • Microsoft .Net Framework 4.0, DirectX 9
  • Процессор: Intel Pentium IV и выше
  • Звуковой модуль: любой, в том числе встроенный (на материнской плате)
  • Микрофон: любой (для полной настройки звукоряда желателен микрофон c диапазоном частот 10 Гц — 20 кГц)
Читать еще:  Аксессуары для авто ларгус

Аппаратные и программные требования PianoLab для Android

  • Операционная система: Android 4 KitKat

Лицензия (условия использования) PianoLab

Программа PianoLab – условно-бесплатная. Все функции программы, за исключением модуля расчета оптимального решения для зоны темперации бесплатны. Для использования этого модуля необходима регистрация. Подробнее на странице регистрации.

Как настроить фортепиано самостоятельно, если в 100 км от вас нет настройщика?

Как настроить фортепиано? Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый владелец инструмента, ибо достаточно регулярная игра сбивает его строй уже через год; ещё через такое же время настройка становится буквально необходимой. В целом, чем дольше её откладывать – тем хуже для самого инструмента.

Настройка фортепиано – занятие, безусловно, необходимое. Дело здесь не только в эстетическом моменте, но также и в прагматическом. Неверный строй в значительной степени влияет на музыкальный слух пианиста, утомляя и притупляя его, а также мешая верно воспринимать ноты в дальнейшем (ведь приходится мириться с грязным звучанием), что грозит уже профессиональной непригодностью.

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Чем вооружиться перед настройкой?

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Процесс настройки

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы. Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав. Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано – слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные – чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

При настройке важно не делать резких движений, регулировать струну плавно. Если натягивать её слишком резко, она может лопнуть, не выдержав напряжения.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector